Ctrl + ↑ Позднее
3 декабря 2016, 16:59

Как не утонуть в рутине

Некоторые мелочи занимают гораздо больше времени, чем ожидалось. Решил переложить пару вещей в шкафу — убил несколько часов. Зашел утром ответить на сообщение в соцсети — очнулся ближе к обеду. Такие дела называются «айсбергами» и «болотами». Если подходить к ним разумно, можно сэкономить много времени и сил.

Айсберги — это дела, которые оказываются гораздо больше, чем кажутся на первый взгляд. Уборка в шкафу — это айсберг. Начинаешь наводить порядок на одной полке, а заканчиваешь полной ревизией квартиры.

Болота — это дела, которые засасывают в себя. Общение в соцсетях — это болото. Начинаешь отвечать на сообщение, затем отвлекаешься на новости в пабликах и заканчиваешь видео с котиками.

Главная проблема айсбергов и болот в том, что они забирают много времени и мешают заниматься более важными делами.

Что делать

Все важные мелочи надо обязательно записывать. Это избавляет от необходимости помнить про них и высвобождает много ресурсов. Чтобы Ваши планы не утонули в болотах и не разбивались об айсберги, опасность стоит распознать заранее.

Книга по теме: Яна Франк. «Муза и чудовище».

Найдите свои айсберги и болота

Если не можете вычислить их с ходу, попробуйте 2-3 дня выписывать все свои действия. Если незначительное дело занимает более 15 минут — это повод задуматься. Когда я впервые попробовал этот метод, то увидел, что треть моего времени уходит на организацию порядка и поиск бесполезной информации.

Разбейте крупные дела на маленькие кусочки

Мойте посуду сразу, а не складируйте её до вечера.
Убирайте вещи в шкаф, а не сваливайте на стуле
Распределяйте уборку между членами семьи, а не занимайтесь всей квартирой в одиночку. Или убирайте по одной комнате в день.

Расставьте приоритеты

Поставьте на первое место моменты, связанные с деньгами. Вовремя оплаченные счета и отсутствие долгов помогает экономить не только время и деньги, но и нервы.

Далее — вопросы здоровья: своевременные визиты к врачу и физическая активность. Нет здоровья — нет энергии для других дел.

Составьте план действий

Особенно если речь идет об интернете. Составьте список того, что нужно сделать и следуйте ему. Это поможет не отвлекаться.

Подумайте, а можно ли не делать это вообще?

Чем меньше вещей в шкафу, тем легче наводить в нем порядок.
Чем меньше подписок на новости, тем реже вы будете их читать.
Чем меньше второстепенных проектов на работе, тем больше времени можно уделить важным делам.

Обобщим

  1. Найдите айсберги и болота.
  2. Расставьте приоритеты.
  3. Разбейте большие дела на маленькие.
  4. Составьте план действий.
  5. Упростите.

Предположим, что я трачу по три часа в день на телевизор и серфинг в интернете. Иногда больше, иногда меньше. За это время я не получаю ничего ценного. Это не наполняет меня энергией и даже не помогает расслабиться. Просто мой мозг требует мгновенных удовольствий.

Давайте раздвинем рамки. Три часа в день — это 93 часа в месяц, 1095 часов в год. Из 10 лет лет своей жизни я бездумно проведу перед экраном почти два года (с перерывами на сон разумеется). За это время я мог бы выучить английский, привести себя в форму, стать хорошим оратором или написать роман.

Ежедневные маленькие шаги ведут к большим целям.

Чем плох вечер перед телевизором или компьютером

Представьте, что жизнь — это биржа, на которой торгуют деньгами, временем, здоровьем и опытом. Здоровье и время — более ценные ресурсы, т. к. их нельзя восполнить. Тот, кто меняет ресурсы по более выгодному курсу, получает от жизни больше.

Вот что происходит, когда мы тратим время на телевизор или серфинг в интернете:

Отдаем: время, здоровье (нагружаем глаза и опорно-двигательный аппарат)
Получаем: ничего

Похоже на воровство.

Другие варианты

Посещение спортзала по вечерам:

  • Отдаем: время (1-2 часа в день), деньги (на абонемент).
  • Получаем: здоровье, опыт (дисциплина).

Изучение английского:

  • Отдаем: время (1 час в день), деньги (если записываемся на курсы).
  • Получаем: опыт (можем разговаривать с иностранцами, путешествовать по миру дикарями).

Ведение блога:

  • Отдаем: время (1-2 часа в день).
  • Получаем: опыт (учимся излагать свои мысли, становимся уважаемым специалистом), деньги (могут предложить написать статью на заказ).

Изучение фотографии:

  • Отдаем: время (1-2 часа в день), деньги (курсы, техника).
  • Получаем: опыт (научились делать шикарные снимки), деньги (начинаем фотографировать на заказ).

Занятие может быть любым. Лишь бы вас распирало от желания делать это.

Радость от процесса важнее, чем результат.

Но ведь мы должны отдыхать после работы

Конечно, но сидение перед монитором — это совсем не отдых. Вы часто выключаете компьютер с мыслью «Я шикарно отдохнул! Во мне столько энергии, я могу горы свернуть»? Не думаю.

Хороший отдых — это смена деятельности. Если вы работаете в офисе, займитесь спортом. Если вы весь день на ногах, попробуйте что-нибудь спокойное. Например, флористику или каллиграфию.

Лично я бегаю по вечерам. Это помогает отвлечься от мыслей о работе и держит меня в тонусе.

Но я не знаю, чем мне заняться

Это нормально. На работе мы вынуждены придерживаться определенного плана: справился с задачами — получил зарплату. Но когда мы возвращаемся домой, у нас нет никаких идей, чем можно занять эти два-три часа свободного времени. Начните поиски с сайта teflsearch.com. Здесь вы найдете множество целей, которых можно достичь за год, если уделять им от 30 минут каждый день. Возможно, что-то из это станет вашим хобби или делом всей жизни.

См. также: Чего можно достичь за год, занимаясь один час в неделю.

Не забудьте о главном

Даже если вы заняты любимым делом, не забывайте о близких вам людям. Возможно, кому-то из них нужна помощь в домашних делах или пара минут вашего внимания. Иногда лучший вечер — это собраться всем вместе, поделиться своими мыслями или поиграть в настольные игры.

У каждого из нас достаточно времени на то, чтобы начать заниматься действительно важными вещами. Просто перестаньте отвлекаться на ерунду.

Представьте себе двух лучников, которые тренируются в меткости. Назовем одного из них Продуктивным, а другого — Эффективным.

Продуктивный лучник выпускает стрелы одну за одной, пока не опустеет весь колчан. Лишь некоторые стрелы попадают в цель. Это нормально, ведь Продуктивный лучник делает ставку на количество выстрелов, а не на их точность.

У Эффективного лучника другая стратегия. В его колчане всего несколько стрел. Он не спешит, тщательно прицеливается и бьет точно по цели. После нескольких точных выстрелов его миссия выполнена.

Мораль: продуктивность не важна, если не попадаешь по цели.

В жизни то же самое. Можно полдня разбирать почту, ходить по совещаниям и читать новости, но так и не приступить к важным делам. Другая крайность — хвататься сразу за несколько дел. Например, писать отчет и поглядывать каждые пять минут в Facebook. Простая задача растягивается до самого вечера.

Продуктивны ли мы в это время? Да. Но не эффективны.

Как не попасть в ловушку продуктивности

  1. Выпишите до трех важных дел, которые нужно выполнить за сегодня. Остальное отложите до вечера или делегируйте.
  2. Изолируйтесь от отвлекающих факторов: почты, социальных сетей и чужих дел, требующих вашего вмешательства.
  3. Работайте интервалами по 25 или 50 минут. В конце каждого интервала вставайте из-за стола и выходите на 5-10 минут подышать воздухом. Мозгу нужно перезагрузиться.

Что делать, если кто-то постоянно подсовывает задачи

  1. Дайте знать человеку, что услышали его просьбу и возьметесь за задачу чуть позже: «Я посмотрю ближе к вечеру, хорошо?». Большинство людей соглашается подождать.
  2. Сделайте помету в блокноте, чтобы не забыть о задаче. Ближе к концу дня у вас может получиться целый список.
  3. Уделите вашему списку пару часов в конце дня и выполните все задачи залпом. Не успеваете — перенесите на завтра.

Срочность большинства задач преувеличена. Не позволяйте чужому «Важно» вклиниться в ваш распорядок.

Ещё раз

  1. Выделите до трех главных дел.
  2. Отключитесь от отвлекающих факторов.
  3. Сконцентрируйтесь и работайте небольшими интервалами.
  4. В конце дня разберитесь с оставшимися задачами.
29 ноября 2016, 13:23

Загадка о девяти точках

Когда я сталкиваюсь с безвыходной ситуацией, то часто вспоминаю эту загадку:

Как соединить все девять точек с помощью четырех линий, не отрывая ручки от бумаги?

Очень часто наши поиски ограничиваются границами рисунка. А ведь это — лишь дополнительное условие, которое мы сами себе придумали. Правильное решение лежит за пределами точек.

Этот принцип работает и в обычной жизни.

Один человек думает, что годен только для работы по своей университетской специальности. Другой постоянно пробует новые возможности и реализует себя в разных проектах.

Одна студентка постоянно выпрашивает деньги на шмотки и новый iPhone, чтобы не выглядеть дурнушкой в глазах ровесниц. Другая формирует окружение сама, исходя из своих интересов.

Наша жизнь не ограничивается единственным сценарием. Чтобы справиться с системой, иногда достаточно выйти за её пределы.

Я обожаю книги. Для меня это способ приобщиться к опыту мастеров, как если бы Марк Аврелий или Стив Джобс были моими личными наставниками. Но есть одна проблема: знания забываются. На последнем курсе университета я несколько раз перечитывал книгу Стива Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Сегодня я помню лишь то, что в ней говорилось о заточке пилы.

Читать книги можно по-разному. В интернете советуют делать пометки и не хвататься за всё подряд. Советы правильные, но этого мало. Сами по себе конспекты бесполезны, т. к. знания должны работать, а не оседать на бумаге.

Поделюсь своим методом. Он помогает мне запоминать прочитанное и применять полученные знания на практике. Метод состоит из трех последовательных этапов: написания конспекта, вычленения главных мыслей и составление списка задач.

Шаг 1. Конспект

По ходу чтения я выписываю все понравившиеся мысли: тезисы, примеры, схемы и т. д. Закладки и подчеркивания не люблю, т. к. их потом приходится собирать по всей книге. Да и попробуйте проделать это в телефоне или ридере!

Шаг 2. Главные мысли

Я перечитываю полученный конспект и вычленяю из него 5-6 главных мыслей. Больше не нужно — мозг не справляется и забывает через пару дней. Если мне понадобится более подробная информация, я могу вернуться к конспекту.

Шаг 3. Список задач

Знание без практики  — мертвое знание. Поэтому я снова перечитываю конспект и составляю список задач, в которых я могу применить то, о чем прочитал. Например, вот список по книге Яны Франк «Муза и Чудовище»:

— детально расписать пять своих дней;
— понять, что можно сделать рутиной;
— заменить Pomodoro на 45/15.

Перемещаю список в Wunderlist, ставлю дату выполнения и делаю. Иначе велик соблазн отложить книгу с мыслью «Здорово, надо как-нибудь попробовать». Чем раньше начнешь, тем быстрее получишь результат.

Метод работает с бизнес-литературой, чуть хуже справляется с учебниками и не подходит для дамских романов.

1 января 2016, 19:20

Об авторе

Меня зовут Кирилл Богатов. Я технический писатель из Калининграда.

В этом блоге пишу об упрощении, эффективности и финансах.
О работе пишу в ЖЖ: okwrite.livejournal.com

Связаться со мной: