Ctrl + ↑ Позднее

Представьте себе двух лучников, которые тренируются в меткости. Назовем одного из них Продуктивным, а другого — Эффективным.

Продуктивный лучник выпускает стрелы одну за одной, пока не опустеет весь колчан. Лишь некоторые стрелы попадают в цель. Это нормально, ведь Продуктивный лучник делает ставку на количество выстрелов, а не на их точность.

У Эффективного лучника другая стратегия. В его колчане всего несколько стрел. Он не спешит, тщательно прицеливается и бьет точно по цели. После нескольких точных выстрелов его миссия выполнена.

Мораль: продуктивность не важна, если не попадаешь по цели.

В жизни то же самое. Можно полдня разбирать почту, ходить по совещаниям и читать новости, но так и не приступить к важным делам. Другая крайность — хвататься сразу за несколько дел. Например, писать отчет и поглядывать каждые пять минут в Facebook. Простая задача растягивается до самого вечера.

Продуктивны ли мы в это время? Да. Но не эффективны.

Как не попасть в ловушку продуктивности

  1. Выпишите до трех важных дел, которые нужно выполнить за сегодня. Остальное отложите до вечера или делегируйте.
  2. Изолируйтесь от отвлекающих факторов: почты, социальных сетей и чужих дел, требующих вашего вмешательства.
  3. Работайте интервалами по 25 или 50 минут. В конце каждого интервала вставайте из-за стола и выходите на 5-10 минут подышать воздухом. Мозгу нужно перезагрузиться.

Что делать, если кто-то постоянно подсовывает задачи

  1. Дайте знать человеку, что услышали его просьбу и возьметесь за задачу чуть позже: «Я посмотрю ближе к вечеру, хорошо?». Большинство людей соглашается подождать.
  2. Сделайте помету в блокноте, чтобы не забыть о задаче. Ближе к концу дня у вас может получиться целый список.
  3. Уделите вашему списку пару часов в конце дня и выполните все задачи залпом. Не успеваете — перенесите на завтра.

Срочность большинства задач преувеличена. Не позволяйте чужому «Важно» вклиниться в ваш распорядок.

Ещё раз

  1. Выделите до трех главных дел.
  2. Отключитесь от отвлекающих факторов.
  3. Сконцентрируйтесь и работайте небольшими интервалами.
  4. В конце дня разберитесь с оставшимися задачами.
29 ноября 2016, 13:23

Загадка о девяти точках

Когда я сталкиваюсь с безвыходной ситуацией, то часто вспоминаю эту загадку:

Как соединить все девять точек с помощью четырех линий, не отрывая ручки от бумаги?

Очень часто наши поиски ограничиваются границами рисунка. А ведь это — лишь дополнительное условие, которое мы сами себе придумали. Правильное решение лежит за пределами точек.

Этот принцип работает и в обычной жизни.

Один человек думает, что годен только для работы по своей университетской специальности. Другой постоянно пробует новые возможности и реализует себя в разных проектах.

Одна студентка постоянно выпрашивает деньги на шмотки и новый iPhone, чтобы не выглядеть дурнушкой в глазах ровесниц. Другая формирует окружение сама, исходя из своих интересов.

Наша жизнь не ограничивается единственным сценарием. Чтобы справиться с системой, иногда достаточно выйти за её пределы.

Я обожаю книги. Для меня это способ приобщиться к опыту мастеров, как если бы Марк Аврелий или Стив Джобс были моими личными наставниками. Но есть одна проблема: знания забываются. На последнем курсе университета я несколько раз перечитывал книгу Стива Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Сегодня я помню лишь то, что в ней говорилось о заточке пилы.

Читать книги можно по-разному. В интернете советуют делать пометки и не хвататься за всё подряд. Советы правильные, но этого мало. Сами по себе конспекты бесполезны, т. к. знания должны работать, а не оседать на бумаге.

Поделюсь своим методом. Он помогает мне запоминать прочитанное и применять полученные знания на практике. Метод состоит из трех последовательных этапов: написания конспекта, вычленения главных мыслей и составление списка задач.

Шаг 1. Конспект

По ходу чтения я выписываю все понравившиеся мысли: тезисы, примеры, схемы и т. д. Закладки и подчеркивания не люблю, т. к. их потом приходится собирать по всей книге. Да и попробуйте проделать это в телефоне или ридере!

Шаг 2. Главные мысли

Я перечитываю полученный конспект и вычленяю из него 5-6 главных мыслей. Больше не нужно — мозг не справляется и забывает через пару дней. Если мне понадобится более подробная информация, я могу вернуться к конспекту.

Шаг 3. Список задач

Знание без практики  — мертвое знание. Поэтому я снова перечитываю конспект и составляю список задач, в которых я могу применить то, о чем прочитал. Например, вот список по книге Яны Франк «Муза и Чудовище»:

— детально расписать пять своих дней;
— понять, что можно сделать рутиной;
— заменить Pomodoro на 45/15.

Перемещаю список в Wunderlist, ставлю дату выполнения и делаю. Иначе велик соблазн отложить книгу с мыслью «Здорово, надо как-нибудь попробовать». Чем раньше начнешь, тем быстрее получишь результат.

Метод работает с бизнес-литературой, чуть хуже справляется с учебниками и не подходит для дамских романов.

1 января 2016, 19:20

Об авторе

Меня зовут Кирилл Богатов. Я технический писатель из Калининграда.

В этом блоге пишу об упрощении, эффективности и финансах.
О работе пишу в ЖЖ: okwrite.livejournal.com

Связаться со мной: